Введение. Выучить
Алфавит языка программирования Паскаль.
Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц.
Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).
Алфавит Паскаля составляют:
- прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b,c,…y, z ;
- десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;
- специальные символы: + - * / > < =; # ‘ , . : {} [] ( )
- комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=», «{}».
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки.
Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов:зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
ИМЕНА И ЗАРЕЗЕРВИРОВАННЫЕ СЛОВА в Pascal
Текст программы записывается при помощи латинских букв, цифр и знаков. Буквы допускаются прописные и строчные.
Особую роль в тексте программы играют имена (идентификаторы) и зарезервированные слова.
Имена (идентификаторы) в Паскале
Разделяют на стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Стандартные идентификаторы используются для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант. Например: sqrt, abs и др.
Идентификаторы пользователя применяют для обозначения имён программ, переменных, констант и других объектов, определенных в программе. Имя может состоять из любого количества букв или цифр (максимальная длина – 127 символов), но должно начинаться с буквы или символа подчёркивание.
Программисты часто используют осмысленные имена в своих программах. Это всегда полезно, а в сложных программах совершенно необходимо.
Вот несколько примеров имен:
Flower
TIM_04
Pascal _34
Не правильно!
56flover
pr 1
456
odin dva
(1 и 3 - начинается с цифры, 2 и 4 – имеет пробел т.е. пишется в два слова).
Внимание: исключением являются идентификаторы меток, т.е. метки могут начинаться с цифры.
Зарезервированные слова в Паскаль
применяют для обозначения операторов, разделов программы и других элементов языка Паскаль. Их нельзя использовать в качестве имен и во всех программах они имеют одинаковый смысл.
Зарезервированными словами в программах являются слова:
Absolute
|
Абсолютный
|
Library
|
Библиотека
|
And
|
Логическое И
|
Mod
|
Остаток от деления
|
Array
|
Массив
|
Not
|
Логическое НЕ
|
Begin
|
Начало блока
|
Or
|
Логическое ИЛИ
|
Case
|
Вариант
|
Of
|
Из
|
Const
|
Константа
|
Object
|
Объект
|
Div
|
Деление нацело
|
Procedure
|
Процедура
|
Goto
|
Переход на
|
Program
|
Программа
|
Do
|
Выполнять
|
Repeat
|
Повторять
|
Downto
|
Уменьшить до
|
String
|
Строка
|
Else
|
Иначе
|
Then
|
То
|
End
|
Конец блока
|
To
|
Увеличивая
|
File
|
Файл
|
Type
|
Тип
|
For
|
Для
|
Until
|
До
|
Function
|
Функция
|
Uses
|
Использовать
|
If
|
Если
|
Var
|
Переменная
|
Interrupt
|
Прерывание
|
While
|
Пока
|
Interface
|
Интерфейс
|
With
|
С
|
Label
|
Метка
|
Xor
|
Исключающее ИЛИ
и др.
|
Вывод: Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имени программы и имен переменных!
Пример программы
Дистанционное обучение программированию на языке Паскаль - http://gospodaretsva.com/category/the-programming-language-pascal/page/4
Урок 1
Урок из серии: “Язык программирования Паскаль”
Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.
На первом занятии вы узнаете:
- Какова структура программы на языке Паскаль.
- Как написать простейшую программу.
Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.
Если Паскаль на компьютере не установлен:
Структура программы
Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:
program <имя программы>;
За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.
После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).
В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.
Общий вид программы:
program <имя>; {заголовок программы}
uses ...; {раздел описания модулей}
var ...; {раздел объявления переменных}
label ...; {раздел объявления меток}
const ...; {раздел объявления констант}
type ...; {раздел объявления типов}
function ...; {раздел объявления функций}
procedure ...; {раздел объявления процедур}
begin
{последовательность операторов}
end. {конец программы}
В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.
В наших первых программах будет только один раздел – раздел Var (variable – переменная), в котором мы будем объявлять те переменные, которые будем использовать в разделе операторов.
Как написать простейшую программу
Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.
Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.
Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.
Пояснения к программе
Имя этой программы example_1.
Из разделов описаний имеется лишь один – раздел переменных. Он начинается со служебного слова var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой.
В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.
В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).
После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.
Первый встречающийся оператор – это writeln(‘текст’); – записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Следующий оператор – это readln(a,b); – читать данные с клавиатуры.
В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.
Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.
После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= – это знак присваивания в языке Паскаль). Переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b .
Следующий оператор – это снова оператор writeln(‘текст’,rez) – он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez.
Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: ”Нажмите <Enter>”, а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения.
Завершает раздел операторов end с точкой.
Выполнение программы
После запуска программы на экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:
произведение равно...
Нажмите <Enter>.
Коротко о главном
Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.
Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.
Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.
Команда вывода на экран – write(‘текст’) и writeln(‘текст’) отличаются положением курсора после выполнения команды. Команда write(‘текст’) оставляет курсор на той же строке, что и текст, а writeln переводит курсор на новую строку.
Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.
Урок 2. О типах данных в языке Паскаль
Рубрика: Язык программирования Паскаль | Автор:admin
Урок из серии: “Язык программирования Паскаль”
На этом уроке вы узнаете о типах данных в языке Паскаль и способе их описания. Типы данных имеют огромное значение при программировании, так как определяют способы и алгоритмы обработки этих данных. При решении задач выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и др.
Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание её типа данных.
Тип данных (data type) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.
Каждый тип данных имеет:
- Специальное зарезервированное слово для описания.
- Свой диапазон допустимых значений.
- Свой набор операций, в которых может участвовать данная величина.
- Свой формат внутреннего представления.
Результат выполнения этих операций должен быть того-же типа. Все типы данных в языке Паскаль можно разделить на простые и структурированные (составные).
Простые типы данных:
- Целые типы;
- Логический тип
- Перечисляемые типы
- Тип-диапазон
- Символьный тип
- Вещественные типы.
Структурированные типы данных:
- Массив;
- Запись;
- Множество;
- Файл.
Описание переменных
В языке программирования Паскаль все переменные , которые будут использоваться в разделе операторов, должны быть описаны в разделе описания переменных.
Раздел описания переменных начинается зарезервированным словом var (variable – переменная), затем через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие следует их тип и точка с запятой.
Формат:
Var <идентификатор, …>: <тип>;
На следующем уроке мы остановимся на целых типах данных, на алгоритмах обработки этих данных. До встречи в следующем уроке.
|