Периодизация культуры
Как и типология культур, периодизация культуры основывается на различных подходах.
1. В культурно-исторической периодизации конца XVIII-XIX веков А. Фергюссон, Л. Г. Морган, а за ними и Ф. Энгельс делили историю человечества по уровню развития материальной культуры и социальных отношений на три этапа: дикость, варварство, цивилизация.
2. В археологической периодизации ранняя история и культура человечества делятся на три основных стадии - каменный, бронзовый и железный век. (При этом дикости соответствует большая часть каменного века, варварству - период с конца каменного и по начало железного века, цивилизация приходится на железный век.)
3. Формационный (марксистский) подход, как известно, насчитывает пять культурных эпох, или социально-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Они различаются по ведущему способу производства и соответствующим ему производственным отношениям. Но культура шире, чем социальные отношения, выводимые из производства и экономики в целом; к тому же и эта пятичленная формула для самого К. Маркса не была исчерпывающей: он говорил также об азиатском способе производства с присущими ему особенностями.
Причем, на момент создания этой концепции исторически состоявшимися можно признать только первые четыре формации, а пятая была и остается гипотетической (предполагаемой).
4. Некоторые исследователи выделяют три основные культурные эпохи в истории человечества, различающиеся по способу кодирования информации и типу знаковой деятельности:
1) дописьменная, или традиционная, эпоха, которой присущ некодифицированный текст (язык жеста, ритуала, культа, обряда, танца, членораздельная речь, изустный миф, наскальные изображения — петроглифы), создаваемый на основе двигательноречевых функций и художественных способностей человека.
Начало этой эпохи теряется в глубине тысячелетий, поскольку религиозные обряды и искусство возникли на рубеже верхнего (позднего) палеолита около 40 тыс. лет до н. э. Членораздельной речью, возможно, обладали уже архантропы (древнейшие люди), появившиеся 1,6 млн лет назад, а дозвуковая жестовая коммуникация (кинетическая речь) зародилась еще раньше. Верхняя граница эпохи — конец 4-го тыс. до н. э.
Добавим, что эту эпоху можно назвать также доисторической, так как принято считать, что история начинается тогда, когда появляются письменные памятники, т. е. когда люди стали записывать факты истории;
2) письменная эпоха, основу которой составляет книжность, существует с конца 4-го тыс. до н. э. по настоящее время. Главное ее достояние - исторически совершенствующийся письменный текст-источник (пиктография, идеография, в том числе клинопись, иероглифы, научные формулы; слоговое и алфавитное письмо), зафиксированный надолго ручным или машинным (типографским) способом на материальном носителе-памятнике (камне, глиняной табличке, папирусе, бересте, пергаменте, шелке или бумаге);
3) экранная эпоха находится в процессе формирования. Ее отличают подвижный видеоряд на экране или компьютерном дисплее, «мягкий», легко трансформируемый текст-изображение, создаваемый при помощи луча света и кинопленки или электронным способом. У истоков экранной эпохи — изобретенный в 1895 году братьями Л. Ж. и О. Люмьер кинематограф, развитие электронного телевидения при участии русского эмигранта в США В. К. Зворыкина в 1930-е годы и начало компьютеризации на основе радиоэлектроники в 40-50-е годы XX века. Дальнейшее развитие компьютерной культуры - необходимое условие перехода к информационному обществу.
Периодизация мировой культуры:
1) архаическая культура первобытного мира (2,5 млн - 3 тыс. лет до н. э.);
2) культура аграрных цивилизаций Древнего Востока (4-е тыс.- IV век до н. э.);
3) античная культура Древней Греции и Рима, включая крито- микенскую культуру (3-е тыс. до н. э.- V век н. э.);
4) культура Византии и европейского Средневековья (IV- XVI века), включая эпоху Возрождения (конец XIV - начало XVI века) и Реформации (XVI век);
5) европейская культура Нового и Новейшего времени (XVII- XX века), включая эпоху классицизма (XVII век), Просвещения (XVIII век), буржуазной модернизации и интеграции мировой культуры (XIX-XX века).
Периодизация русской культуры:
1) культура Древней Руси и русского Средневековья (IX- XVII века), в том числе культура Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, Московской Руси;
2) русская культура Нового времени (XVIII - первая половина XIX веков);
3) культура России периода буржуазной модернизации (вторая половина XIX - начало XX века);
4) культура Советского общества (1917-1991) и Переходного периода (конец ХХ - начало XXI века).
Следует отметить, что в силу более позднего оформления государственности и церкви, в результате монголо-татарского нашествия и по другим причинам многие культурные эпохи в нашей стране наступали и завершались позднее по сравнению с историей мировой культуры (например, русское Средневековье, Новое и Новейшее время). Некоторые отсутствовали вовсе или их существование представляется спорным (русское Возрождение).
Культуре присущи собственные законы функционирования. Эти законы помогают объяснить изменения, происходящие в культуре, которые нельзя объяснить одними социальными причинами.
Такой подход позволяет выделить в культуре определенные этапы, периоды и эпохи, например золотой век русской культуры (XIX век), серебряный век русской поэзии (начало ХХ века) и др. |