Цель: выявить, конкретизировать и обобщить знания учащихся о различных стихийных бедствиях. Научить детей работать подгруппами. Развивать интеллектуальные способности, скорость реакции.
Оборудование: табло с цифрами, песочные часы, звонок.
Методические рекомендации.
Играют 2 команды. Игра проводится в 4 раунда. По окончании 1 раунда команда-победитель играет с последующей командой. Выигрывает та команда, которая дойдет до финала.
Каждый раунд имеет 6 вопросов. На обдумывание дается 1 минута.
Всего раундов может быть 3-4, это зависит от количества педагогов. Если в финал вышли две команды ("ничья"), разыгрывается еще один дополнительный вопрос.
Раунд 1
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
(Ситуация на грани нормы.)
2. Сильный ветер с грозой, дождем или снегом.
(Буря.)
3. Скопление мельчайших капель воды или кристаллов льда в низших слоях атмосферы, которые делают воздух непрозрачным.
(Туман.)
4. Очень сильный дождь.
(Ливень).
5. Грохот и треск, сопровождающих молнию во время грозы.
(Гром.)
6. Сильный переменного направления ветер со снегом.
(Метель.)
Музыкальная пауза
Раунд 2
1. Что такое стихийное бедствие?
(Стихíйне беда - это естественное явление, которое имеет чрезвычайный характер и приводит к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушения i уничтожения материальных ценностей.)
2. То же, что и метель?
(Метель.)
3. Очень сильный ветер, что может привести большие разрушения: валить здания, срывать крыши, вырывать с корнем деревья.
(Ураган.)
4. Снежная буря, метель в степи.
(Буран.)
5. Тонкий слой льда на поверхности земли, деревьях и тому подобное.
(Гололед.)
6. Атмосферные осадки в виде белых зерновидные кристаллов.
(Снег.)
Музыкальная пауза
Раунд С
1. Что такое "авария"?
(Авария - это: опасное событие техногенного характера, который создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде .)
2. Сильный ветер, буря, буря со снегом, метель.
(Метель.)
3. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
(Дождь.)
4. Затопление водой большой части суши весной, когда река выходит из берегов при таянии снега, льда или от длительных дождей или больших ливней.
(Наводнение.)
5. Электрический разряд в воздухе во время грозы, который чаще всего сопровождается громом.
(Молния.)
6. Воздух над землей очень насыщен водяным паром, мгла, туман, очень мелкий дождь.
(Туман.)
Музыкальная пауза
Раунд 4.
1. Очень сильный ветер, ураган.
(Ураган.)
2. Последовательность действий при землетрясении.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ: Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
- Действуйте немедленно, как только почувствуете колебания грунта или сооружения, главная опасность, которая вам угрожает - это предметы и обломки падают.
- Быстро покиньте дом и отойдите от него на открытое место, если вы находитесь на первом - втором этаже.
- Немедленно покиньте угловые комнаты, если вы находитесь выше второго этажа.
- Немедленно перейдите в более безопасное место, если вы находитесь в помещении. Станьте в проеме внутренних дверей или в углу комнаты, подальше от окон и тяжелых предметов.
- Не бросайтесь к лестнице или к лифту, если вы находитесь в высотном здании выше пятого этажа. Выход из здания наиболее будет заполнен людьми, а лифты выйдут из строя.
- Выбегайте из дома быстро, но осторожно. Остерегайтесь обломков, электрических проводов и других источников опасности.
- Вдали от высоких сооружений, путепроводов, мостов и линий электропередач.
- Остановитесь, если вы едете в автомобиле, откройте двери и оставайтесь в автомобиле до прекращения колебаний.
- Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, сообщите о них спасателям и, по возможности, окажите помощь.)
3. Место в реке, море с круговым движением воды, образующейся в результате действия противоположных течений.
(Вир.)
4. Последовательность действий при наводнении.
(ДЕЙСТВИЯ В ЗОНЕ внезапного затопления во время наводнения, паводка:
- Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
- Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и другие необходимые вещи.
- Окажите помощь детям, инвалидам и пожилым людям. Они подлежат эвакуации в первую очередь.
- По возможности немедленно оставьте зону затопления.
- Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).
- Откройте хлев - дайте скоту возможность спасаться.
- Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный - займите чердачные помещения.
- До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас найти.
- Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, окажите им, по возможности, помощь.
- Попав в воду, снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.
- Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты и т.д.).
5. Как действовать после сигнала "Химическая тревога" или "Радиационная опасность"?
6. Последовательность действий при пожаре.
Подведение итогов. Объявление победителей, поздравления.